Top.Mail.Ru
Интервью Осипенко С.И. (председателя жюри «Музыкальный Владивосток») | Дальневосточный Государственный Институт Искусств

Интервью Осипенко С.И. (председателя жюри «Музыкальный Владивосток»)

8 апреля 2024 Просмотров: 553

После завершения конкурсных прослушиваний по специальности «Фортепиано» Ю. Л. Фиденко побеседовала с председателем жюри, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Сергеем Ивановичем Осипенко.

Сергей Иванович, Вы являетесь членом жюри многих международных, всероссийских и региональных конкурсов пианистов (Москва, Казань, Волгоград, Астрахань, Ростов-на-Дону, Нальчик, Воронеж, Майкоп). На Ваш взгляд, вчем своеобразие конкурса «Музыкальный Владивосток»?

С.И.: Очень большой географический «ареал» участников – громадная территория Дальнего Востока России и Китая. Потому что там, где конкурсы внутрироссийские, обычно участвуют только близлежащиеучебные заведения. А здесь очень много пианистов из отдалённых уголков нашей страны и соседнего Китая.

Конкурс пианистов предполагает богатую палитру музыкальных жанров разных стилей и композиторов. Что Вы можете сказать орепертуаре участников этого конкурса?

С.И.: На каждом конкурсе есть какая-то специфика. Здесь два тура и, к сожалению, нет игры с оркестром. Очень надеюсь, что в будущем сюда будет привлечен Тихоокеанский симфонический оркестр. В таком случае, можно оставить два тура для молодых дарований. А старшие группы, которые исполняют фортепианный концерт, могли бы его сыграть с оркестром. Это даст возможность выделить самых лучших финалистов, подарит им шанс сыграть на заключительном концерте в оркестровой версии. Это пожелание очень важное, потому что игра с оркестром обладает большой спецификой. Когда пианист впервые попадает во взрослом возрасте на сцену с оркестром, он теряется. И важно приобретать такой опыт, особенно, в конкурсной программе.

Я бы посоветовал в младшей группе расширить перечень обязательных технических пьес, например, до пяти. В этот раз было предложено всего два этюда, на мой взгляд, это мало. И мы были вынуждены прослушивать один инструктивный этюд у восьмидесяти процентов участников

Дальний Восток – регион огромный, учебные заведения рассредоточены на значительном расстоянии друг от друга. Есть ли ощущение автономности пианистических школ?

С.И.: Я бы как раз отметил общность. Потому что в большинстве музыкальных колледжей и вузов большая часть педагогов старшего поколения, как правило, в своё время учились в престижных консерваторияхМосквы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. А там сложилась давняя фортепианная школа, которая дала свои побеги во всей России (да и за рубежом). Владивосток в этом смысле не периферия. Я особо хочу подчеркнуть, что кафедра «Фортепиано» укомплектована прекрасно, здесь работают профессионалы высшей пробы. 

Прошу зафиксировать, что участники из ДВГИИ выглядели очень убедительно, они были профессионально подготовлены. 

Китайские участники активно приезжают на творческие конкурсы в Россию. Отличаются ли те пианисты, кто учится в России и те, кто получает образование в Китае?

С.И.: Я этого отличия не вижу по той простой причине, что там издавна работают русские педагоги. Большинство ведущих китайских преподавателей учились в России, впитали в себя дух её академической пианистической традиции. И это мы видели в работе нашего интернационального жюри, у всех было близкое мнение по поводу выступлений. И мне отрадно, что сегодня можно говорить о своеобразном «фортепианном буме» в Китае.

Как преподаватель дисциплины «История музыки», не могу не задать вопрос о важности знания «контекста» произведения для исполнителей. Какие у Вас пожелания пианистам?

С.И.: Я с самого начала нацеливаю своих учеников: если играете сочинение – надо знать творчество композитора. Слушайте как можно больше его музыки, не только фортепианную, но и оркестровую, камерную, вокальную. Более того, я советую, если,например, изучаем Р. Шумана, почитайте письма, там всё есть, это кладезь его мыслей и мнений. Одно дело Ф. Шопен, которые писал: «Продал мазурку, мне дали три флорина. Скряга», но ведь это и портрет его жизни и творчества, пример того, что он не писал в стол. Свои миниатюры, особенно в бытовых жанрах, он реализовывал, как и большинство композиторов. А Шуман – другой, он писатель. И это помогает понять его программные сочинения, вдохнуть в них сегодняшнюю жизнь. 

Очень важно учащимся ходить на концерты, необходим слуховой опыт, обязательно!

Что Вас связывает с Владивостоком, Вы бывали здесь?

С.И.: К сожалению, я здесь впервые. К счастью, смог побывать. Впечатления неимоверные – такой интересный рельеф, перепады высот, красивейшие виды. Город совершенно неординарный, ничего подобного я не видел. Спасибо организаторам – попробовал в аутентичной китайской кухне краба. А сегодня буду на «Иоланте» на Приморской сцене Мариинского театра. 

И это прекрасно! Ведь конкурс – это общение единомышленников, это встречи и впечатления! Спасибо вам большое!

Интервью опубликовано в редакции Оргкомитета