Выставка «Отлично. Живопись»
Выставка «Отлично» представляет работы студентов 1-5 курсов Дальневосточногогосударственного института искусств. Зрители могут увидеть живописные работы, получившие оценку «отлично» по результатам зимней и летнейсессий и рекомендованные в методический фонд художественного факультета ДВГИИ. Выставка такого формата проходит уже второй раз, и вероятно, это станет новой традицией.
Молодые художники под руководством своих преподавателей – доцентов и профессоров кафедры живописи и рисунка Н.А.Попович В.В.Медведева, А.А.Енина, И.Б.Обухова, А.С.Глинщиковадемонстрируют уровень профессиональной подготовки, основанной на прочных позициях отечественной художественной школы. Многие студенты – участники выставки уже имеют опыт участия в региональных и международных выставках, для других эта выставка стала первым публичным выступлением. Но эта экспозиция имеет свою специфику.
Выставка «Отлично» представляет путь, который проходит художник в развитии своего мастерства, опираясь на классические методы академического образования. Процесс обучения построен, главным образом, на основе изучения натурного материала.
Натюрморт, портрет, постановка обнаженной и одетой фигуры, тематическая композиция – эти жанры представлены в экспозиции выставки. Каждому году учебы соответствуют свои цели и задачи. Но то, чем должны овладеть студенты – мастерство композиции, чувство пропорции и масштабных соотношений предмета и холста, связь предмета с пространственной средой, умение найти колористическое решение – эти задачи неизменны для любого жанра. Все это можно охарактеризовать как «ремесло» художника в высоком значении этого слова.
Представление о том, что «школа» нивелирует индивидуальность художника, не позволяя сказать новое слово в искусстве – представление дилетантское. Напротив, следование традициям русской системы академического образования означает овладение необходимым инструментарием, дает свободу в обращении с художественной формой и, в конечном итоге, возможность сосредоточиться на концептуальных поисках.
Замечательно, что при отборе полотен для экспозиции организаторы выставки, и, прежде всего декан художественного факультета Н.А. Попович, предоставили зрителю возможность увидеть и оценить, как в рамках одного постановочного задания студенты проявляют свои индивидуальные качества живописцев, как формируется личный художественный почерк студентов.
Очень удачно то, что сегодня экспозиция размещена в выставочном зале Приморского краевого художественного колледжа. Изощренный взгляд студентов этого учебного заведения сможет оценить индивидуальные нюансы в живописном решении каждой постановки. Но и для широкого круга посетителей выставки станет очевидным, что работы студентов, выполненные в рамках учебного процесса, тем не менее, обладают всеми составляющими художественного произведения, потому что несут отпечаток личностного видения.
Преподаватели еще сильнее инициировали творческий подход к постановке, предложив студентам старшего курса сделать учебную постановку основой для поиска образного решения, погрузив фигуру натурщика в среду, которая будет для нее органична. Так натурщик в шинели предстал одиноким солдатом или охотником, а женская фигура благодаря нескольким скупым дополнениям приобрела нюансы различной психологической окраски.
Конечно, в самой большой степени индивидуальность молодых художников проявляется в тематических композициях. Работа над этим сложным заданием ведется с первого курса обучения. На выставке представлены различные, совершенно не похожие друг на друга варианты. Одни построены как изображение момента вырванного из потока жизни и убеждают зрителя в том, что можно увидеть красоту в самых обыденных и повседневных ситуациях. В этом случае авторы следуют в русле тех традиций, которые сложились в живописи XX в. и отдаваливедущую роль «этюдному» или «эскизному» подходу к построению композиции. В первую очередь их поиски направлены на передачу цветотональных отношений и определенного состояния освещения. Другой вариант создания тематической композиции основан на принципах выстроенности, подчеркивает поиски структурности, внутренней логики видимого мира; выверенная линия, отточенный силуэт, цветовое пятно становятся ведущими выразительными средствами.
Представленные на выставке композиции демонстрируют и глубокое лирическое мироощущение, и эпический подход, раскрываясь зрителю в соответствии с творческой идеей художника.
Выставка еще раз демонстрирует, что фундаментальные принципы академического образования рассчитаны на развитие в длительной исторической перспективе и становятся основой для современных решений живописных задач.